Логотип БилингваБилингваУдмуртский центр билингвизма

Телефон: (8 3412) 687-798

E-mail: udmbilingva@yandex.ru
Контактная информация

О методике преподавания языков


Комарова А.М., кандидат педагогических наук

Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста

Понятие «народная педагогика» для многих ассоциируется с прошлым опытом по воспитанию подрастающего поколения. К сожалению, можно еще услышать суждение родителей такого рода: «Нужно детей держать в строгости. Меня в детстве били ремнем, и я своего буду так же воспитывать». Тревожный сигнал о нездоровом микроклимате в семье рассматривается некоторыми как преемственность народного воспитания. Насколько соотносятся народная педагогика, народное воспитание и педагогика в целом с описанной ситуацией? читать полностью


Кузнецова Р.А. Этнокультуроведческая лексика удмуртского языка в раннем языковом образовании

В учебно-методическом пособии даётся типология этнокультуроведческой лексики удмуртского языка и некоторые рекомендации по реализации рассматриваемого материала. Книга предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, а также преподавателей школ, училищ, вузов, занимающихся обучением детей (студентов) удмуртскому языку как неродному, и всех тех, кто интересуется языком, историей и культурой удмуртского народа.


Кузнецова Р.А. Национально-региональный компонент в раннем языковом образовании (на материале удмуртского языка)

В учебно-методическом пособии дано практическое руководство по обучению удмуртскому языку и обоснована необходимость включения культурного компонента в раннее языковое образование, предложена культуроведчески-ориентированная методика обучения детей удмуртскому языку как неродному, а также представлено дидактическое структурирование этнокультуроведческого материала. Книга предназначена для специалистов дошкольного и начального школьного образования, педагогических колледжей и педагогических факультетов вузов, для аспирантов, студентов и всех тех, кто интересуется языком, историей и культурой удмуртского народа.


Кузнецова Р.А. Жемчуг ищи в море, мудрость – в народе

В данном пособии рассматриваются вопросы о том, каков, по мнению древних удмуртов, идеал физической красоты человека, какие блюда национальной кухни считались традиционными, и как это отразилось в фольклорных и некоторых художественных произведениях. В помощь изучающим удмуртский язык, культуру удмуртского народа, а также обучающим удмуртскому языку как неродному автором-составителем представлены удмуртские народные детские песни, описание игр с переводом на русский язык. Кроме того, включены произведения малых жанров удмуртского детского фольклора из сборников Л.Н. Долгановой, К.Н. Дзюиной и Т.Г. Перевозчиковой в их переводе на русский язык.


Кузнецова Р.А. Раннее языковое образование в условиях поликультурной среды (на материале удмуртского языка)

Монография может быть использована как учебное пособие по методике раннего языкового образования и как практическое руководство по обучению удмуртскому языку в условиях поликультурной среды. Предназначена для специалистов дошкольного и начального школьного образования, педагогических колледжей и педагогических факультетов высших учебных заведений, для студентов и аспирантов.


Кузнецова Р.А. Колыбельные песни в диалоге культур

В хрестоматии удмуртского и русского фольклора рассматриваются лингвистические особенности и сюжеты колыбельных песен. Классифицированы удмуртские и русские народные и авторские колыбельные песни, а также включены колыбельные песни некоторых финно-угорских народов. Предназначена для специалистов дошкольного и начального школьного образования, педагогических колледжей и педагогических факультетов высших учебных заведений.


Протасова Е.Ю., доктор педагогических наук, доцент кафедры современных языков Университета г. Хельсинки Новые тенденции многоязычного образования

Россия, как известно, всегда являлась и продолжает оставаться многоязычной страной, и объединяет все народы, среди прочего, владение русским языком.


Волкова Т.Г., кандидат филологических наук (г. Ижевск)

Формирование фонетических навыков речи при обучении удмуртскому языку

При обучении удмуртскому языку уже с первых занятий необходимо уделять внимание формированию фонетических навыков речи.


Ворожцова И.Б., доктор педагогических наук, профессор (г. Ижевск)

Родной язык в школьном разноязычии: зарубежный опыт

Статья написана в продолжение разговора о том, как в образовательной среде стран, переживающих многообразие языков и культур, выстраивается работа с детьми, которые обучаются на неродном языке. Была подчеркнута актуальность поддержки разнообразия языков и культур в мире. В силу того, что многоязычие как использование нескольких естественных языков в повседневной жизни является привычной речевой практикой во многих местах проживания людей, оно рассматривается как главная ставка в цивилизационном развитии Европы. Были рассмотрены проекты, которые нацелены на практическую работу по введению многоязычия в образовательное пространство учащегося. Это обязательное преподавание для них родного языка, а также расширение рамок преподавания одного-двух иностранных за счет погружения в речевые практики многоязычия.


Ворожцова И.Б., доктор педагогических наук, профессор (г. Ижевск)

Деятельностные технологии в обучении языку

Пособие нацелено на то, чтобы подготовить учителей родного и иностранных языков, учителей гуманитарного цикла к работе с использованием технологий деятельностного обучения с акцентом на формирование разнообразных способов деятельности, речевых и коммуникативных компетенций, развивающих самостоятельность учащегося при изучении языка. Даются теоретические основания и практический материал по использованию деятельностных технологий в обучении языку. Материал авторский, отражающий работу по инноватике в области обучения языкам, которую автор ведет с середины 80-х годов.


Широбокова Лариса Владимировна (PhD), преподаватель русского языка как иностранного (детям) школа «Русское слово» (г. Рим, Италия)

Методика и практика работы с детьми-билингвами: из опыта работы со слабо говорящими на русском языке детьми-билингвами из итальянско-русских семей в школе «Русское слово» г. Рим

В статье Широбокова Л.В. делится преподавательским опытом обучения русскому языку детей-билингвов в школе «Русское слово» (г. Рим, Италия) по специальной программе для не владеющих или слабо владеющих русским языком детей в возрасте от 4 лет и более. Лариса Владимировна считает, что "для получения хороших результатов уже в первый год обучения важно не просто формировать умение говорения на русском языке у детей, а, прежде всего, мотивировать их к изучению русского языка, увлечь интересными методами и приёмами, что является одной из важнейших задач учителя РКИ на начальном этапе знакомства ребенка с русским языком в школе выходного дня".


Волкова Т.Г., кандидат филологических наук (г. Ижевск)

Формирование лексических навыков речи при обучении удмуртскому языку

Под лексической единицей «подразумевается и слово, и устойчивое словосочетание, и идиома. Их набор обусловлен контекстом деятельности возрастной группы обучаемых и необходим для решения речевых задач. Чем шире лексический запас, тем больше задач может быть решено.

При обучении лексике слова нужно вводить в определенном контексте. Это формирует первичное семантическое и ассоциативное поле, определенное словесное окружение. Чем обширнее ассоциативные связи слова, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова...


Кузнецова Р.А., кандидат педагогических наук, доцент

Формирование произносительных навыков русской речи у детей дошкольного возраста с родным удмуртским языком на материале детского фольклора

У детей с родным удмуртским языком чаще всего встречаются проблемы в произношении русских слов. Это связано, во-первых, с тем, что количество согласных звуков, имеющих твёрдый и мягкий варианты, в русском и удмуртском языках не совпадает. В данной статье предложены упражнения для обучения детей с родным удмуртским языком правильно произносить в русской речи мягкие согласные звуки, как изолированно, так и в слогах, словах, предложениях, малых жанрах детского фольклора. Работа адресована воспитателям детских садов, логопедам, родителям.


Кузнецова Р.А., кандидат педагогических наук, доцент

Раннее языковое образование - первый шаг к многоязычию

На современном этапе обучения дошкольников удмуртскому языку как неродному предполагается усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности содержания обучения за счёт использования этнокультуроведческого подхода к отбору и организации учебного материала.

Чем же так ценен этнокультуроведческий материал? Во-первых, культурный компонент в обучении неродному языку выполняет воспитательную функцию – это воспитание чувства уважения к культурно-историческим ценностям народа-носителя языка, его традициям, обычаям, морально-этическим нормам; воспитание доброжелательного отношения к людям различных национальностей; осознание не только различий в культурно-историческом развитии разных народов, но и общности мировых общекультурных ценностей. Воспитание интереса к другим народам, их культуре, истории, общественному развитию, воспитание уважения и толерантности – эти основные задачи воспитания личности в процессе обучения неродному языку решает этнокультуроведение.


Кузнецова Р.А., кандидат педагогических наук, доцент

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДИАЛОГУ КУЛЬТУР (из опыта работы)

Для народной культуры было характерно стремление дать ребёнку основные ориентиры как можно раньше, задолго до того, как он этот мир практически будет осваивать сам. Построение картины мира ребёнка начиналось сразу после появления младенца на свет через обращенный к нему материнской фольклор – колыбельные песни, пестушки, потешки…

Колыбельные песни дарят счастье, покой и умиротворённость. Ритм колыбельной песни, соотнесённый с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребёнка, играет важную роль в их душевном единении. Колыбельные – первые уроки родного языка.

В статье даются рекомендации, как правильно организовать работу с колыбельными песнями в дошкольной организации и дома.


Кузнецова Р.А., кандидат педагогических наук, доцент

КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ УДМУРТСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

"Основополагающим принципом обучения детей удмуртскому языку является принцип коммуникативности, то есть, речевые умения и навыки формируются, закрепляются и обогащаются в ходе активной речевой деятельности. На занятиях дети больше должны говорить друг с другом, воспитателем, поэтому необходимо тщательно готовиться к их проведению.

На занятиях по обучению удмуртскому языку следует использовать различные приемы и формы работы. Исходя из возрастных особенностей детей, используются разнообразные, яркие дидактические пособия, различного рода игровые ситуации, так как игра занимает главное место в жизни ребенка. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Творческие игры мобилизуют умственные способности ребенка.

Для успешного усвоения лексики воспитателю следует придумывать комплексные упражнения, то есть упражнения в такой последовательности, чтобы дети незаметно переходили из одной формы деятельности в другую..."

В статье рассмотрена методика обучения удмуртскому языку детей дошкольного возраста.


Кузнецова Р.А., кандидат педагогических наук, доцент

Диагностика сформированности умений и навыков удмуртской речи у детей дошкольного возраста в условиях полиязычной среды

Для определения уровня сформированности умений и навыков удмуртской речи у дошкольников в условиях полиязычной среды выявлены критерии и их показатели, по каждому критерию разработан контрольно-измерительный материал.


Кузнецова Р.А., кандидат педагогических наук, доцент

Диагностика сформированности этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической среды

Для определения уровня сформированности этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической среды выявлены критерии и их показатели. По каждому критерию разработан контрольно-измерительный материал.


Кузнецова Р.А., кандидат педагогических наук, доцент

Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО: методические рекомендации

В основу методических рекомендаций положен многолетний опыт работы автора данных строк в должности учителя удмуртского языка в детском саду № 5 г. Ижевска, где впервые введено обучение детей дошкольного возраста удмуртскому языку в условиях полиязычной среды. В приложениях представлены анкеты для родителей; тесты для диагностики этнокультурных знаний педагогов детских садов; перечень терминов, составляющих этнокультуроведческую лексику удмуртского языка; удмуртские народные игры и песни.


Кузнецова Р.А., кандидат педагогических наук, доцент

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УДМУРТСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ СРЕДЫ

В статье предлагаются различные приёмы и формы работы с детьми, способствующие плавному переходу от одного вида деятельности в другой, обогащению и активизации словарного запаса детей и формированию интереса к удмуртскому языку и культуре.


Ившина Н.В., Русских С.А., воспитатели МБДОУ д/с «Сказка» п. Балезино

Музейная педагогика как средство обучения детей удмуртскому языку в русскоязычном детском саду

Данная статья - обобщение опыта педагогов Ившиной Н.В., Русских С.А. ( МБДОУ детский сад «Сказка» п. Балезино). В ней описана деятельность музейной комнаты в ДОУ с целью установления сотрудничества между дошкольным учреждением и семьей по вопросам этнокультурного воспитания и развития детей дошкольного возраста, расширения форм работы с детьми и родителями.


Широбокова Т. В., Михайлова Л. Г., воспитатели детского сада БОУ УР «Удмуртская государственная гимназия им. Кузебая Герда»

Воспитание дошкольников в полиязычной среде

Данная статья - обобщение опыта педагогов Широбоковой Т. В. и Михайлова Л. Г., воспитателей детского сада БОУ УР «Удмуртская государственная гимназия им. Кузебая Герда» . В ней описана работа по изучению удмуртского языка и приобщению воспитанников детского сада к национальной культуре.


Кондратьева Н.В., доктор филологических наук, профессор ФГБОУ ВО "Удмуртский государственный университет"

Формирование и развитие национального самосознания подростков

Формирование этнической идентичности состоит из таких аспектов как: 1) когнитивный или познавательный, 2) аффективный или эмоциональный; 3) поведенческий. Н.В. Кондратьева в статье рассматривает каждый из них подробнее.


Бывыльцева М. Скольким языкам нужно обучать ребёнка: мнения и методики обучения

Чем больше языков знает человек, тем лучше. Это высказывание не нуждается в комментариях. Однако когда и как нужно обучать языкам? На каком языке нужно говорить с младенцем в семье билингвов? Можно ли одновременно разговаривать с ребёнком на двух языках?


Широбокова Лариса Владимировна (PhD), преподаватель русского языка как иностранного (детям) школа «Русское слово» (г. Рим, Италия)

Методика "Громкие чтения"

Методика была продемонстрирована Ларисой Широбоковой во время проведения Семинара по билингвизму 29 октября в 2016 года. Видеосюжет снят Владиславом Степановым.

Громкие чтения

Громкие чтения (чтение с ошибками)

Громкие чтения (цвета)