Логотип БилингваБилингваУдмуртский центр билингвизма

Телефон: (8 3412) 687-798

E-mail: udmbilingva@yandex.ru
Контактная информация

Материалы к урокам

Предложенные в данном разделе материалы можно использовать при преподавании удмуртского языка


Кондратьева Н. В. (д. филол. н., Удмуртский государственный университет)

Елышева И. О (Малопургинская гимназия)

Использование игр и игровых элементов на уроках удмуртского языка (как неродного) на начальном этапе обучения

При изучении как родного, так и иностранного языка важную роль играет использование игровых технологий. Благодаря игровой методике активизируются все познавательные процессы учащихся, игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры, что особенно важно для занятий при изучении удмуртского языка как неродного.


Булычева Е. А., Разина Ю. Н. Пиши, читай, говори!

Организация учебной работы с национально ориентированным языковым материалом в последнее время стала приоритетным направлением образовательного процесса. Учебно-методическое пособие призвано способствовать углублённому изучению удмуртского языка, что позволит студентам бакалавриата и магистрантам удовлетворить основные коммуникативные потребности при общении с носителями удмуртского языка в социально-бытовой, социально-культурной, официальной и профессиональной сферах.


Стрелкова О. Б. Открывая языковой сундучок

Материалы  данного  пособия могут быть полезны при проведении занятий с использованием разнообразных  технологий. Многие упражнения можно использовать в работе в паре и группе, также предложены ролевые игры.  Активные  и  интерактивные  методы  в  изучении  языка позволяют  обучающимся  избавиться  от  страха  сделать  ошибку, почувствовать уверенность, раскрепоститься. 


Резенова Р.И., учитель удмуртского языка и литературы Дондыкарской средней школы Глазовского района УР

Н. Байтеряков. «Солдатъёс ке кошко» поэма. Удмурт литературая урок. 11 класс

Данная работа - разработка урока удмуртской литературы по творчеству Н.С. Байтерякова в 11 классе для обучающихся, владеющих удмуртским языком как родным.


Резенова Р.И., учитель удмуртского языка и литературы Дондыкарской средней школы Глазовского района УР

«Мынам уг поты кысэме…». Ф.И. Васильевлэн творчествоезъя урок

Данная работа - разработка урока удмуртской литературы по творчеству Флора Васильева для детей, владеющим удмуртским языком как родным.


Резенова Р.И., учитель удмуртского языка и литературы Дондыкарской средней школы Глазовского района УР

Сложной кылъёслэн гожтӥськемзы. Удмурт кылъя 6 классын урок.

Данная работа была подготовлена Раисой Ивановной в рамках Всероссийского конкурса"Лучший учитель родного языка" (Москва, 2014), на котором автор работы заняла 2 место. Работа является разработкой урока удмуртского языка в 6 классе для детей, владеющим удмуртским языком как родным.


Малинина С.В., учитель удмуртского языка и литературы Ляльшурской средней общеобразовательной школы Шарканского района УР

Вужмем кылъёс. Удмурт кылъя 6 классын урок.

Данная работа была подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и является разработкой урока удмуртского языка в 6 классе на тему "Устаревшие слова" для детей, владеющим удмуртским языком как родным.


Малинина С.В., учитель удмуртского языка и литературы Ляльшурской средней общеобразовательной школы Шарканского района УР

Удивительное дерево. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Данная работа является разработкой урока подготовки к написанию сочинения-рассуждения в 6 классе на тему "Удивительное дерево". Конспект урока был подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и является разработкой урока удмуртского языка в 6 классе для детей, владеющим удмуртским языком как родным. Данная работа была подготовлена Светланой Васильевной в рамках Всероссийского конкурса"Лучший учитель родного языка" (Москва, 2015), на котором автор работы заняла 2 место.


Хохрякова Л.Э., учитель начальных классов Большеошворцинской средней общеобразовательной школы Якшур-Бодьинского района УР

Боко получил письмо от Алёши. Урок удмуртского языка по учебнику «Здравствуй, удмуртский язык!». 4 класс.

Данная работа является разработкой урока удмуртского языка в начальной школе по учебнику "Здравствуй, удмуртский язык!" для детей, изучающих удмуртский язык как иностранный. На уроке обучающиеся 4 класса учатся писать письма на удмуртском языке. Конспект урока был подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.


Ершова М.А., учитель удмуртского языка и литературы МБОУ «Заречномедлинская средняя общеобразовательная школа имени К.А. Ложкина» Дебесского района УР

Звуки и буквы. Урок удмуртского языка в 5 классе.

Данная работа является разработкой урока удмуртского языка в 5 классе для детей, владеющих удмуртским языком как родным, по теме "Звуки и буквы". Цель урока - выявить различие между звуком и буквой. Конспект урока подготовлен с учётом Федерального государственного образовательного стандарта.


Ершова М.А., учитель удмуртского языка и литературы МБОУ «Заречномедлинская средняя общеобразовательная школа имени К.А. Ложкина» Дебесского района УР

Звуки и буквы. Урок удмуртского языка в 5 классе.

Ершова Марина Александровна - одна из финалисток Республиканского конкурса "Лучший учитель родного языка" 2014 года. Данная работа является разработкой урока удмуртского языка в 5 классе для детей, владеющих удмуртским языком как родным, по теме "Звуки и буквы". Цель урока - выявить различие между звуком и буквой. Конспект урока подготовлен с учётом Федерального государственного образовательного стандарта.


Ершова М.А., учитель удмуртского языка и литературы МБОУ «Заречномедлинская средняя общеобразовательная школа имени К.А. Ложкина» Дебесского района УР

Междометие. Урок удмуртского языка в 7 классе.

Ершова Марина Александровна - одна из финалисток Республиканского конкурса "Лучший учитель родного языка" 2014 года. Данная работа является разработкой урока удмуртского языка в 7 классе для детей, владеющих удмуртским языком как родным, по теме "Междометие". Цели урока: познакомить учащихся с новой частью речи – междометие и её особенностями; показать роль междометий в речи; формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия; закрепить умение производить синтаксический разбор предложения; развитие коммуникативных способностей учащихся; воспитание умения работать в парах. Конспект урока подготовлен с учётом Федерального государственного образовательного стандарта.


Светлакова С.В., воспитатель МДОУ «Узей-Туклинский детский сад» Увинского района УР

Конспект занятия по теме "Бакча сиёнъёс" ("Овощи")

Данная работа является разработкой занятия в детском саду на удмуртском языке для детей 3-4 лет, не владеющих удмуртским языком как родным, по теме «Овощи».

Задачи занятия: закрепить знания детей об овощах и частях тела, побудить желание изучать удмуртский язык, обогащать словарный запас.


Светлакова С.В., воспитатель МДОУ «Узей-Туклинский детский сад» Увинского района УР

Конспект занятия по теме "Мифологические герои удмуртских сказок"

Данная работа является разработкой занятия в детском саду на удмуртском языке для детей подготовительной группы, не владеющих удмуртским языком как родным, по теме «Мифологические герои удмуртских сказок, легенд и мифов».

Цель: обогатить знания детей о героях удмуртских сказок и мифов.


Светлакова С.В., воспитатель МДОУ «Узей-Туклинский детский сад» Увинского района УР

Конспект занятия по теме "Крестины"

Данная работа является разработкой занятия в детском саду на удмуртском языке для детей подготовительной группы, не владеющих удмуртским языком как родным, по теме «Крестины» (обряд).

Цель: приобщение детей к культуре удмуртского народа и расширение представления детей об обрядах.


Светлакова С.В., воспитатель МДОУ «Узей-Туклинский детский сад» Увинского района УР

Конспект занятия по теме "Милям азбарамы" ("В нашем дворе")

Данная работа является разработкой занятия в детском саду на удмуртском языке для детей 3-4 лет, не владеющих удмуртским языком как родным, по теме «На нашем дворе».

Цель и задачи занятия: закрепить знания детей о домашних животных, обогатить знания о домашних животных, ознакомить с домашними птицами, побудить желание изучать удмуртский язык, обогащать словарный запас.


Светлакова С.В., воспитатель МДОУ «Узей-Туклинский детский сад» Увинского района УР

Чингыли (Колокольчик)

Данная работа является разработкой занятия в детском саду на удмуртском языке для детей 4-5 лет, не владеющих удмуртским языком как родным, по теме «Домашние животные».


Светлакова С.В., воспитатель МДОУ «Узей-Туклинский детский сад» Увинского района УР

Пӧйшуръёс (Лесные звери)

Данная работа является разработкой занятия в детском саду на удмуртском языке для детей 5-6 лет, не владеющих удмуртским языком как родным, по теме «Лесные звери».

Цель и задачи занятия: закрепить и обогатить знания о лесных зверях, побудить желание изучать удмуртский язык, обогащать словарный запас.


Ившина Н.В., воспитатель МБДОУ д/с «Сказка» п. Балезино Удмуртской Республики

Пӧйшуръёс толалтэ (Дикие животные зимой)

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет). Проводится в игровой форме (в форме путешествия в лес). Дети выполняют различные задания на закрепление знаний и лексики на удмуртском языке по темам «Зима», «Дикие животные».


Ившина Н.В., воспитатель МБДОУ д/с «Сказка» п. Балезино Удмуртской Республики

Тылобурдоос (Птицы)

Логоритмическое занятие для детей младшего дошкольного возраста. На занятии дети с куклой идут на прогулку, играя, закрепляют слова по теме «Птицы», выполняют музыкально-ритмические движения, формируют звукопроизношение, вырабатывают правильную дикцию, развивают артикуляционную, общую и мелкую моторику.


Ившина Н.В., воспитатель МБДОУ д/с «Сказка» п. Балезино Удмуртской Республики

Сӥзьыл пукон ӝыт (Осенние посиделки)

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Решая задачи познавательно-речевого цикла, занятие проводится с использованием дидактических игр и сюрпризного момента. Дети закрепляют свои знания о прошлом и настоящем малой Родины. Этот материал полезен для педагогов детских садов, которые занимаются краеведением.


Ившина Н.В., воспитатель МБДОУ д/с «Сказка» п. Балезино Удмуртской Республики

Шудо семья (Счастливая семья). Конспект мероприятия.

Праздник посвящен Дню семьи, содержит различные задания, а также развлекательные моменты, рассчитан на 40 минут. Дети с интересом отвечают на вопросы и рассказывают о своих семьях.


Ившина Н.В., воспитатель МБДОУ д/с «Сказка» п. Балезино Удмуртской Республики

Мастер – класс «Волшебные шишки»

Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности педагогов о способах речевого развития детей дошкольного возраста с использованием этнокультуроведческого материала. Здесь описаны разнообразные игры с природным материалом, способствующие развитию навыков удмуртской речи, внимания, мышления, воображения, мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста. Подобран материал для проведения массажа с использованием в качестве ручных тренажёров природного материала – шишек. Данный мастер-класс может быть полезен в работе воспитателям и учителям-логопедам ДОУ. Материал подготовлен на русском языке.


Русских С.А., воспитатель МБДОУ д/с «Сказка» п. Балезино Удмуртской Республики

Дидактические игры на удмуртском языке

Подборка дидактических игр с детьми дошкольного возраста по формированию словаря. Описаны дидактические и словесные игры, расширяющие и обогащающие словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.


Калашникова А.Н., воспитатель высшей категории детского сада БОУ УР "Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда

Мамины руки. Конспект занятия, посвящённого Дню Матери

"Анай киос" ("Мамины руки") - занятие, посвящалось Дню Матери. Через исследовательскую деятельность дети знакомятся с новыми удмуртскими словами. Мамины руки сравниваются с признаками предметов, с которыми дети знакомятся через сенсорные способы обследования. Через небольшую инсценировку показывается мамин домашний труд. Эти действия, сопровождаемые удмуртской речью, способствуют ознакомлению с новыми удмуртскими словами. Сами действия являются переводчиками удмуртских слов на русский язык, понятный детям. Конспект занятия на удмуртском языке.


Калашникова А.Н., воспитатель высшей категории детского сада БОУ УР "Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда

Кто живёт в лесу. Конспект занятия, посвящённого творчеству А.Н. Клабукова

"Кин улэ нюлэскын" ("Кто живёт в лесу") - занятие, посвящено творчеству Аркадия Клабукова, так как большое количество стихотворений им написано для детей дошкольного возраста, и активно используется для чтения детям. Но часто при знакомстве детей с каким-либо произведением, автору не уделяется должное внимание и дети не запоминают его. На определённую тематику автором разработки были подобраны стихотворения А. Клабукова и объединены определённым сюжетом. Была подготовлена костюмированная инсценировка, благодаря репетициям которой дети запомнили удмуртские названия диких животных, а на занятии показали свои знания. Конспект занятия на удмуртском языке.


Михайлова Л.Г., воспитатель детского сада БОУ УР "Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда

«Прообуждение деревьев». Конспект занятия для детей 5-6 лет

В обучении удмуртскому языку возможно использовать различные предметы, которые нас окружают. Наблюдения за насекомыми, растениями и деревьями также повышают интерес детей к языку и пополняют их словарный запас новыми словами. При помощи взрослого дети на удмуртском языке проводят интересные опыты и наблюдения. Конспект на удмуртском языке.


Михайлова Л.Г., Широбокова Т.В., воспитатели детского сада БОУ УР "Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда

«Пасха». Конспект занятия для детей 4-5 лет

Ведущая деятельность ребенка - игра. Обучение удмуртским словам в игровой деятельности происходит непосредственно. При знакомстве детей с обычаями и культурой удмуртского народа необходимо проводить игровые моменты. При полном "погружении" ребенка в другой язык, у него повышается интерес к незнакомым словам.


Михайлова Л.Г., воспитатель детского сада БОУ УР "Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда

«Большая семья – счастливая жизнь». Конспект занятия для детей 5-6 лет


Михайлова Л.Г., воспитатель детского сада БОУ УР "Удмуртская государственная национальная гимназия им. Кузебая Герда

С Фиксиками - в зоопарк. Конспект занятия для детей 6-7 лет

Цель занятия: знакомство с удмуртскими названиями животных, обитающих в жарких странах. Кроме того дети знакомятся с числами от одного до пятнадцати и др.