Логотип БилингваБилингваУдмуртский центр билингвизма

Телефон: (8 3412) 687-798

E-mail: udmbilingva@yandex.ru
Контактная информация

Вопрос - ответ

=================================================

Вопросы по проблемам билингвизма Вы можете задать специалистам Удмуртского центра билингвизма "БИЛИНГВА" по электронному адресу: udmbilingva@yandex.ru

Вопрос: Как нужно мотивировать ребенка изучать удмуртский язык в ситуации городской среды, когда удмуртский язык визуализирован и востребован довольно слабо? Моему ребенку 14 лет. Ему хочется изучать удмуртский язык. Что мне нужно сделать, чтобы интерес ребенка к родному языку не угасал? (Оксана М.)

Ответ: Ответ на этот вопрос будет различным в каждой конкретной ситуации. Объяснение, что на этом языке разговаривают его родители, что это язык его предков, чаще всего срабатывает слабо. Ребёнок хочет получить доводы более сильные, понятные ему, а главное, приносящие практическую пользу сразу или в обозримом будущем.

У многих детей отсутствует либо внутренняя мотивация к обучению языка родителей, либо удмуртский язык не преподается в школе, где обучается подросток. В каждом из этих случаев решение вопроса также будет различным. Но одним из вариантов решения данной проблемы, объединяющим все вышеуказанные случаи, является создание условий для ДЕЙСТВИЙ. Можно направить ребенка в лагерь «Шундыкар» или другой оздоровительный лагерь с этнокультурным наполнением, где подросток увидит практическую пользу от владения удмуртским языком. Подобный позитивный опыт повысит его внутреннюю мотивацию. Внутренняя мотивация – это «топливо», которое поддерживает и не дает потухнуть и остыть в момент преодоления трудностей и неудач. Внутренняя мотивация побуждает ДЕЙСТВОВАТЬ.

Необходимо поощрять участие ребенка в различных конкурсах и мероприятиях этнокультурного содержания, которые проводятся у нас в республике. Именно на подобных мероприятиях подросток приобретет друзей-единомышленников, готовых развивать свой родной язык и культуру. Детям нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, желание работать, узнавать новое. Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся к изучению своего языка и культуры).


Вопрос: Я не владею удмуртским языком, хотя сама являюсь удмурткой. Как лучше самой изучать язык и, соответственно, изучать язык с ребёнком? Можно ли учить удмуртский язык вместе с ребёнком? (Ирина В.)

Ответ: Изучать языки можно каждому и в любом возрасте. Но следует помнить, что для каждого возраста существуют свои особенности изучения языков. Более того, у каждого может быть своя методика усвоения другого языка. Но в качестве основных советов можно назвать следующие:

  1. В идеале языком нужно заниматься ежедневно не менее 20–30 минут. Необходимо работать над всеми видами речевой деятельности. Пишите коротенькие тексты, читайте простые статьи, слушайте новости, постарайтесь найти себе собеседника, чтобы тренировать навык говорения. Стремитесь сразу же применять полученные знания на практике. Используйте в устной и письменной речи изученные слова и грамматические конструкции. Простая зубрежка не даст нужного эффекта: знания вылетят из головы, если их не использовать. Выучили десяток слов – составьте короткий рассказ с использованием всех этих слов, проговорите его вслух. Изучили прошедшее время – напишите коротенький рассказ, в котором все глаголы будут в этой форме.

  2. «Не распыляйтесь!» Главная ошибка начинающих – взять как можно больше материалов и работать с ними вместе одновременно. В итоге изучение получается бессистемным, вы путаетесь в обилии информации и не видите прогресс.

  3. Повторять пройденное. Не забывайте повторять пройденный материал. Даже если Вам кажется, что Вы назубок знаете слова по теме, вернитесь к ним через месяц и проверьте себя: все ли Вы понимаете, возникли ли затруднения. Повторение пройденного никогда не бывает лишним.

Указанные советы актуальны как для взрослых, так и для детей. С той лишь разницей, что формы организации учебного процесса и изучаемая лексика будут соответствовать возрасту.


Вопрос: Как развивается интерес ребёнка к родному языку и культуре своего народа? (Андрей К.)

Ответ: Существуют определенные этапы формирования этнической идентичности. С точки зрения М. Чибисовой (см. подробнее: [Чибисова М. Понятие этнической идентичности // BiZ-Bote: Информационно-методический журнал BiZ–Образовательно-информационного центра в Российско-Немецком Доме в Москве – 2010. − №2. – С. 4−7], формирование этнической идентичности состоит из таких аспектов как: 1) когнитивный или познавательный, 2) аффективный или эмоциональный; 3) поведенческий. Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

Когнитивный аспект включает знания человека о своей этнической группе: самоназвание, особенности ее исторической судьбы, традиций и обычаев, элементов материально-духовной культуры и др. Учитывая, что целостное представление о себе как о представителе своего народа формируется до 11–13 лет, очень важно успеть удовлетворить данные запросы. И в этом большую роль играют семья, детский сад, начальная школа. С нашей точки зрения, ключевыми звеньями формирования позитивного имиджа родного языка здесь являются следующие:

а) возможность повседневного общения с родителями и сверстниками на родном языке;

б) личность учителя родного языка;

в) наличие «интересных» носителей информации (учебников, учебно-познавательных и энциклопедических изданий, игр и др.);

г) наличие теле- и радиопередач для детей, детских журналов;

д) сформированность системы внеучебных мероприятий на родном языке и др.

Учитывая вышесказанное, можно заключить, что лишь формирование позитивного отношения к родному языку, приобретение первоначальных знаний о культуре своего народа являются тем фундаментом, который формирует языковую личность. К сожалению, в большинстве районов нашей республики сегодня практически не уделяется внимание на системное развитие национального дошкольного образования. А единичные «образцово-показательные» детские сады не могут отвечать за судьбу целого этноса.

Задача среднего и старшего звена в системе школьного образования – это воспитание личностного отношения молодого поколения к своей этнической группе и принадлежности к ней, формирования понимания субъективной значимости данной группы. Иными словами, при формировании аффективного компонента этнической идентичности значимым становится поиски ответа на вопрос: «Какие чувства я испытываю по отношению к своему народу и к себе как его представителю?».

В зависимости от характера этого отношения формируется позитивная или негативная этническая идентичность: человек может позитивно относиться к своему происхождению, гордиться своим народом, или, напротив, стыдиться своей этнической группы, относиться к ней с презрением.

Именно на этом этапе происходит переоценка ценностей и, к сожалению, как показывает практика, часть старшеклассников начинает идентифицировать себя с другим этносом, причем определяющим фактором здесь прежде всего становится социальное окружение. Большинство учащихся в этом случае склоняются к так называемой позитивной этнической группе, т.е. той группе, которая занимает доминирующее положение или которая имеет больший авторитет и признание в обществе.

Немаловажными факторами в угасании интереса к изучению родного (в нашем случае – удмуртского) языка, и, как его следствие, к культуре своего этноса становится осознание неперспективности и невостребованности родного языка в профессиональном и карьерном росте подростка. По данным различных социолингвистических исследований причинами отказа от изучения родного языка чаще всего являются:

а) отсутствие языкового маркетинга как способа продвижения родного языка;

б) введение обязательного ЕГЭ по русскому языку, который никак не учитывает национальную принадлежность выпускника школ, и отсутствие альтернативной возможности сдавать ЕГЭ по родному языку;

в) отсутствие СМИ для детей и подростков на родном языке, в особенности телепередач и радиопередач;

г) отсутствие престижности национальных классов в условиях как городских, так и сельских школ;

д) отсутствие привилегий для работника со знанием языка титульной нации при поступлении на работу и др.

Таким образом, для идентификации старшеклассника со своим этносом уже недостаточно лишь получение информации о своих этнических корнях. Более востребованным здесь становится воздействие на его эмоциональную сферу, с которой связано также формирование отношения к своей будущей профессии. Именно поэтому важно показать подростку все возможности использования родного язык – это может быть большой выбор кружков, мероприятий, проводимых на родном (в нашем случае ​ на удмуртском языке), или живое общение с известными представителями своего этноса и др. В том числе значимыми являются организация и проведение различных межнациональных фестивалей, конкурсов и других мероприятий, адресованных специально для подростков.

Формирование поведенческого компонента при формировании этнической идентичности у многих совпадает с обучением в высших учебных заведениях. Он проявляется прежде всего в способе организации бытовой и общественной жизни, стандартах и образцах деятельности. Этот элемент дает ответ на вопрос: что и как я делаю как представитель определенного народа. Сформированность данного компонента является определяющим при определении гражданской позиции каждого представителя своего этноса.


Вопрос: Как повысить мотивацию ребенка к говорению на удмуртском языке, если в семье только я, мама, говорю на языке, а отец не говорит. (Вероника М.)

Ответ: Как отмечают специалисты, среди основных рекомендаций в формировании детского билингвизма можно выделить следующие:

1.​ Будьте постоянны. Выбрав стратегию «один родитель – один язык», «место и время», «домашний язык», последовательно воплощайте ее в жизнь.

2.​ Будьте настойчивы. Чаще напоминайте ребенку о том, как это полезно и хорошо знать два языка.

3.​ Сделайте обучение приятным, покупайте книги на обоих языках. Хвалите ребенка за достижения, новые выученные слова.

4.​ Используйте различные источники: песни, книги, видеоигры.

5.​ Ищите живого общения с носителями обоих языков – детьми и взрослыми. Приглашайте в гости, путешествуйте, ходите на двуязычные группы и др.

6.​ Не замечайте ошибок ребенка, фокусируйтесь на беглости и расширении словарного запаса.

7.​ Рассмотрите вариант двуязычного обучения: летние языковые лагеря, игровые группы, воскресные школы.

8.​ Не ограничивайтесь языком, поместите язык в более широкий – культурный контекст.

9.​ В обучении любому языку имеет значение, как вы говорите и что говорите. Говорить с малышом нужно много, давая ему возможность отвечать (так же, как и при обучении родному языку).


Вопрос: Ребенок хочет говорить на удмуртском языке, но не имеет запаса слов. Как ему помочь? (Алексей Григорьевич)

Ответ: Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения.

Специалисты подсчитали, что в возрасте полутора лет словарный запас маленьких детей может насчитывать не более 50 слов, а к пятилетнему возрасту малыши уже свободно оперируют 2000–2500 слов. Однако важен не только количественный показатель (сколько слов использует ребёнок), но и качественный – насколько он понимает значения слов, которыми пользуется, правильно ли употребляет нужные словоформы.

Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании.

Особенности развития словарного запаса дошкольников

На начальном этапе лексикон ребёнка пополняется в основном за счёт слов, которые он часто слышит в процессе бытового общения с родственниками.

Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи

Быстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы, что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими предметами. А вот такая важная часть речи, как имя прилагательное, используется дошкольниками неохотно. Между тем активное использование имён прилагательных позволяет сделать речь красивой и насыщенной, даёт возможность составлять распространённые предложения и полноценные речевые конструкции. Поэтому необходимо, чтобы родители уделяли больше внимания описанию признаков предметов и явлений, их качественным характеристикам.

Активный и пассивный словарный запас

Очень часто бывает так, что дети знают слово, но не использует его в своей речи. Это связано с тем, что они не совсем чётко представляют себе значения этих слов и сферу их употребления. Поэтому важно отслеживать наличие «мёртвых» слов в лексиконе дошкольника и «переводить» их из пассивного словаря в активный.

Для этого необходимо:

Объяснить значение «мёртвого» слова, проговорить его чётко несколько раз. Таким образом, вы активизируете не только слуховой механизм восприятия информации, но и мускульно-двигательный, то есть, произношение слова закрепится в памяти речевого аппарата произносящего его человека.

Чаще употреблять слово в нужной ситуации. Желательно также подобрать строчки литературных произведений, в которых это слово употребляется и его значение легко понять из контекста.

Можно использовать антонимичные значения для толкования смысла нового слова. Некоторым детям легче запомнить информацию, отталкиваясь «от противного», то есть от противоположного значения слова.

Развиваем словарный запас дошкольника

Читаем с ребёнком

Читая вслух дошкольнику, обязательно обращайте внимание на следующие моменты:

-​ чётко и ясно произносите слова, соблюдая правильную постановку ударений и артикуляцию;

-​ обязательно поясняйте значения незнакомых слов, встречающихся в тексте, обращайте внимание на их произношение, в случае необходимости, на следующий день повторите новые слова, попросив ребёнка пояснить их значения.

Чтение книг обеспечит полноценное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста, и очень важно, чтобы дети полюбили читать книги.

Привив у ребёнка любовь к чтению, вы не только обеспечите качественный источник пополнения его словарного запаса, но и поспособствуете развитию навыков грамотного письма.

Это будет обусловлено работой зрительной памяти – зачастую много читающие дети пишут грамотно, не утруждая себя знанием орфограмм. Они просто «фотографируют» верное написание слова, оставляют в зрительной памяти его правильный вариант.

Игры и задания для расширения словарного запаса

«Проводник» – во время прогулки закройте глаза, и попросите малыша побыть вашим «проводником», максимально точно описывая вам, что он видит вокруг себя. Можно усложнить задание, попросив ребёнка по возможности не использовать одни и те же слова.

Игры с мячом позволяют не только расширить словарный запас детей, но и развить логическое мышление, обобщая познания в области слов различных лексических групп.

«Называем животных» – ведущий по очереди бросает мяч детям. Задача ребёнка – поймав мяч, ответить, назвав какое-нибудь животное. Из игры выбывают те дети, которые не смогли назвать животное, когда подошла их очередь. Победителем будет тот игрок, который дольше всех продержится, назвав большее количество животных.

Этот же вариант игры можно использовать для закрепления знания слов из других обобщающих категорий: «транспорт», «фрукты», «овощи», «растения» и т.д.

«Где кто живёт?» – ведущий, бросая мячик детям, задаёт вопросы:

Кто живёт в норе? – /крот, мышь, лиса, ёж/.

Кто живёт в реке? ​– /лягушка, рыба, выдра/.

Кто живёт в море? – /кит, осьминог, дельфин, медуза/.

Это игра позволит расширить не только словарный запас детей, но и укрепить их познания об окружающем мире.

«Большой – маленький»

Тренируем навык образования словоформ с уменьшительно-ласкательным значением. Объясните ребёнку на примере, как получаются такие слова: стул-стульчик, вилка-вилочка, ключ-ключик, яблоко-яблочко. Кидая малышу мячик, назовите слово, от которого он должен образовать уменьшительно-ласкательную форму. Первое время давайте ему на выполнение этого задания достаточно времени, не торопите.

Заданий, позволяющих эффективно пополнять и развивать словарный запас дошкольников очень много, выбирайте из них те, выполнение которых доставят юным ученикам удовольствие. Например, подвижным детям лучше предложить задания с мячом, флегматичным и наблюдательным – задания описательного характера, предполагающие анализ явлений, предметов и ситуаций.

Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию их интеллекта и логического мышления.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра Дружинина Елена (см. об этом: http://marypop.ru/doshkolnik/razvitie-slovarnogo-zapasa-rebyonka-doshkolnika.html)


Вопрос: Я хочу научить ребенка говорить на удмуртском языке, но мой муж против, ему эта идея не нравится. Что делать? (Наталья С.)

Ответ: Первая социализация ребенка происходит в кругу семьи. На родном языке звучать колыбельные песни матери, устанавливаются межличностные контакты. Эмоциональная речь, атмосфера счастливой семьи вызывают положительные эмоции со стороны ребенка, что благоприятно влияет на душевное самочувствие и воспитание детей, позитивно сказывается на формирование языкового поведения. Поэтому очень важно согласованное действие родителей по развитию родного(родных) языков ребенка. Таким образом, в данном случае важно убедить мужа в пользе изучения удмуртского языка.


Вопрос: Русский и удмуртский языки входят в разные языковые группы. Какие проблемы возникают у ребенка, у которого родным является удмуртский? Как влияет удмуртский язык на сдачу ЕГЭ? (К сожалению, многие считают, что влияние отрицательное) (Ольга А.)

Ответ: Знание и владение любым языком мира никогда никому еще не повредило. Знание нескольких языков позволяет ребенку лучше систематизировать изученный лингвистический материал, развивает языковую догадку. Поэтому знание нескольких языков будет только способствовать повышению результатов ЕГЭ по русскому языку.